Стратегический Менеджмент в условиях инновационной экономики

 
 
Автореферат
Дополнительные материалы и Опубликованные Статьи по теме
Учебно-методический комплекс дисциплины «Стратегический Менеджмент в условиях инновационной экономики»
ГОСТЕВАЯ КНИГА
Об авторе
СВЕЖИЕ НОВОСТИ (планируемые доклады и участие в конференциях)
E-mail: aleksl@mail.ru
А.А. Лаптев, канд.экон.наук
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Стратегический Менеджмент в условиях инновационной экономики»
(п р о е к т)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
***************************************
Раздел 1. Эволюция стратегического менеджмента в XX-XXI веке

1.1. Базовые концепции управления, разработанные классиками экономической теории в XX веке («Ценовая» и «имиджевая» концепции И. Ансоффа, «Маркетинговая» и «информационно-маркетинговая» концепции Ф. Котлера, «Конкурентная» концепция М. Портера);

1.2.  Перечень и общее описание  наиболее популярных  в XX веке и разработанных на базе классических концепций управления Эталонных Функциональных Стратегий  (Стратегии концентрированного (интенсивного) роста, Стратегии интегрированного роста, Стратегии диверсификационного роста (диверсификации), Стратегии целенаправленного сокращения) по Ф. Котлеру и Эталонных Конкурентных Стратегии (Стратегия лидерства по издержкам, Стратегия широкой дифференциации, Сфокусированная стратегия рыночной ниши) по М. Портеру;

1.3. , Современные подходы к выбору коммерческими организациями и предприятиями  стратегии поведения на рынке («чисто информационный» подход к рынку XXI в., «инновационно-информационный» подход, «высокотехнологично-информационный» подход,  «комплексно-инновационный» подход, «инновационно-потребительский» подход). 

***************************************
Раздел 2. Наиболее популярные  и эффективные методы и инструменты
современного стратегического менеджмента

2.1 Понятие стратегии фирмы;

2.2 Анализ стратегии с точки зрения пяти факторов миссии фирмы (по методике Ф. Котлера);

2.3 Анализ стратегии в рамках концепции пяти сил, определяющих конкуренцию в отрасли (по методике М. Портера);

2.4 SWOT-анализ стратегии фирмы;

2.5 Анализ стратегии фирмы по матрице Бостонской консалтинговой группы (БКГ)

2.6 Анализ стратегии фирмы по матрице МакКинси (АВС)

***************************************
Раздел 3. Особенности стратегий высокотехнологичных компаний на базе «инновационно-потребительской» модели развития современного рынка

3.1 Особенности идентификации высокотехнологичной компании в сложившейся в XXI веке мировой системе разделения труда (Понятие «высокотехнологичная компания» в современной микроэкономической теории, перечень и описание существующих высокотехнологичных отраслей, инновационно-потребительская модель дальнейшего развития экономики в XXI веке);

3.2  Отличительные особенности компаний, работающих в сфере высоких технологий, и их поведение на рынке с учетом нетрадиционного жизненного цикла товарной  продукции и развития компании;

3.3  Оригинальная Стратегия концентрированного роста высокотехнологичной компании на базе одновременного создания уникального товара и рынка сбыта (Стратегия КРП&Р)

***************************************
Раздел 4. Методика бизнес-планирования коммерческой деятельности 
высокотехнологичных компаний

4.1 Традиционные подходы современных экономистов к содержанию бизнес-плана компании;

4.2 Алгоритм разработки  бизнес-плана развития высокотехнологичной компании на основе матрицы классических этапов бизнес-плана, разработанных известной фирмой «Эрнст энд Янг» (резюме бизнес-плана, общее описание предприятия, производственный план, маркетинг-план, финансовый план);

4.3 Экспресс-анализ путей повышения эффективности бизнеса высокотехнологичной компании на базе использования Стратегии КРП&Р и оригинальной модели «создания компанией собственного субрынка».

**********************************************

Опубликованные автором в 2007-2008 гг. методические материалы  по данной дисциплине:
- Уваров В.В., Лаптев А.А., «ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА в XXI веке: тенденции и прогнозы». Учебный модуль./ - М.: ВАВТ, 2006.- (Модульная серия «Экономист-международник»);
- Уваров В.В., Лаптев А.А., «Стратегический менеджмент: из прошлого в будущее». Учебное пособие./ - М.: Дело и Сервис, 2008 (тираж 3 000 экз., в свободной продаже в интернет-магазинах Москвы и др. городов РФ, http://www.dis.ru/books/katalog/978-5-8018-0379-1.html).


На данный момент автор курса является действующим (независимым) экспертом единого общероссийского Экспертного сообщества при Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (Подробнее с целями, задачами и проектами Центра можно ознакомиться на портале www.rusrand.ru и http://www.rusrand.ru/experts/experts/experts_346.html )


Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины «Стратегический Менеджмент в условиях инновационной экономики»  предназначен для студентов экономиче-ских факультетов и слушателей, получающих второе высшее образование по программе MBA, и посвящено методикам разрешения проблем повышения конкурентоспособности  и позиционирования компаний на рынках. Курс дисциплины также будет полезна для руководителей компаний, экономистов, менеджеров современных инновационных предприятий.
В отличие от традиционного подхода к подаче материала по темам стратегического управления предлагаемый комплекс дисциплины делает  особый упор на эволюцию управленческих концепций и стратегий. Это позволяет  слушателям лучше понимать, насколько та или иная классическая теория  может видоизменяться, становясь опорой  деловых отношений в конкретных ситуациях, и как она преломляется  в свете тенденций развития современной экономики.
В условиях современного рынка менеджмент компании все чаще оказывается в определенных тисках между объективными тенденциями глобализации  и интеграции производственных процессов и цепей товародвижения, с одной стороны, и необходимостью включения в гонку за высокие технологии и пионерные стратегии,  с другой.
Предлагаемый комплекс дисциплины динамично, достаточно полно и лаконично рассматривает основные этапы и актуальные тенденции стратегического управления компаниями в условиях инновационно-ориентированного рынка. 
Материал курса разделен на 4 главы, представляющие теоретический материал по наиболее существенным вопросам современного стратегического менеджмента. 
Каждая тема завершается учебными заданиями и тематическими вопросами, а также достаточно обширными списками дополнительной литературы для самостоятельного и более глубокого изучения студентами эволюционного маркетинга как эффективного инструмента  и интегрирующей составляющей современного стратегического менеджмента.







Хостинг от uCoz