|
Дополнительные материалы и уже опубликованные статьи по теме:
***********************************
УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ КОМПАНИИ
"Высокотехнологичные компании" - это коммерческие организации (общества или предприятия), основное производство товаров (услуг) которых носит инновационный характер и отвечает следующим критериям:
- ведет к гармонизации коммерческих целей высокотехнологичной компании, таких, как получение прибыли от основной хозяйственной деятельно-сти, со стратегическими интересами государства в области формирования промышленной и торговой политик, ориентированных не только на устойчи-вое, но еще и прогрессирующее развитие мировой экономики
- уровень наукоемкости (доля затрат на исследования и разработки от-несенная к результатам производства) используемых компанией в своем производстве технологий составляет не менее 3,5%
- используемая компанией в своем производстве "ключевая" технология входит в действующий на момент выведения на рынок ее товаров или услуг национальный "Перечень критических технологий".
В процессе стратегического анализа коммерческой деятельности типичной высокотехнологичной компании выявлены и систематизированы 9 отличительных особенностей бизнеса и стратегического менеджмента данного типа организаций:
1.1 высокая зависимость бизнеса данного (особого) типа организаций от административного ресурса;
1.2 незначительное влияние конкурентной борьбы на эффективность их коммерческой деятельности в тех секторах рынка, в которых они обладают стержневыми компетенциями;
1.3 наличие "слабостей", "зеркально отраженных" от самых опасных для высокотехнологичной компании внешних "угроз" рынка;
1.4 инновационный характер деятельности, приводящий к тому, что сам факт существования уникального производства провоцирует и стимулирует спрос на его продукцию, впервые выводимую на рынок, и тем самым обуславливает нетрадиционный ("ступенчатый") жизненный цикл (ЖЦ) их уникального товара (услуги) на уникальном рынке;
1.5 узко специализированный характер основного производства, которое слабо подвержено диверсификации;
1.6 нетрадиционный (в большей степени ориентированный на усиление конкурентных преимуществ компании на рынке, чем на удлинение ее жизненного цикла) характер распределения финансовых и других ресурсов между одновременно реализуемыми высокорентабельными и "малорентабельными" (существующими исключительно в интересах сохранения "административного ресурса") проектами;
1.7 высокая и при этом прямая зависимость эффективности коммерческой деятельности высокотехнологичной компании не только от результатов ее собственных НИОКР, но и от роста платежеспособности основных клиентов, так как ввиду своей уникальности товары (услуги) высокотехнологичной компании на первых этапах своего ЖЦ по определению - весьма дорогостоящи.
1.8 необходимость оперировать при маркетинговом анализе емкости рынка высокотехнологичных товаров не абсолютными (выраженными в фиксированных ценах) величинам объемов продаж высокотехнологичной компании и ее конкурентов, а реальным количеством клиентов и их доле от общего (максимально возможного) числа в данном сегменте рынка;
1.9 наличие у высокотехнологичной компании "краеугольных" проектов, от финансовой и маркетинговой поддержки которых она не может отказаться. Вместо этого она вынуждена распределять ресурсы таким образом, чтобы довести данные проекты до логического конца, ожидая при этом получить куда большую прибыль, чем за счет немедленной диверсификации, продажи бизнеса или его кардинальной переориентации.
Уважаемые коллеги! Также в 2007-2008 гг. в соавторстве с научным руководителем В.В. Уваровым по данной тематике вышли 2 мои книги: Уваров В.В., Лаптев А.А.,
«ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА в XXI веке: тенденции и прогнозы».
Учебный модуль./ - М.: ВАВТ, 2006.- (Модульная серия «Экономист-международник»)
и Уваров В.В., Лаптев А.А.,
"Стратегический менеджмент: из прошлого в будущее". Учебное пособие./ -
М.: Дело и Сервис, 2008 (тираж 3 000 экз., в свободной продаже в
интернет-магазинах Москвы и др. городов РФ,
http://www.dis.ru/books/katalog/978-5-8018-0379-1.html)
|
|